http://www.rusarmy.com/avia/images/a-50.jpg
Cамолет ДРЛО А-50

Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения.

А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.

Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м. Опора снабжена антиобледенительной системой.

Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.

Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.

Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) "Шмель". РТК размещен внутри фюзеляжа самолета, антенные системы локаторов - в обтекателе. Основой комплекса "Шмель" является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов противника осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей.

Аппаратура РТК также включает:

    - цифровой информационно-вычислительный комплекс;

    - систему активного запроса-ответа и передачи команд;

    - систему государственного опознавания;

    - блоки командной линии радиоуп равления;

    - средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами;

    - систему отображения данных на рабочих местах операторов;

    - средства документирования данных.

РЛС комплекса "Шмель" позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малозаметные, например, крылатые ракеты), в том числе на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а также надводные корабли.

Наведение самолетов на цели осуществляется как по автоматическим каналам передачи команд в эфир, так и голосом по обычным каналам связи. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры и непосредственно (в зависимости от типа АСУ). Самолет А-50 оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.

В экипаж входят пять человек летного состава и десять - персонала радиотехнического комплекса. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами ЭЛТ.

Для защиты экипажа от СВЧ-излучения технический отсек отделен экранирующей сеткой, а в иллюминаторах использовано металлизированное стекло.

Радиоэлектронное оборудование самолета А-50 обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.

Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования имеется комплекс, обеспечивающий его защиту в передней и задней полусферах от управляемого оружия истребителей противника. Он включает в себя средства радиоэлектронного противодействия (автомат выброса дипольных отражателей и ИК ловушек и другие).

Около 20 самолетов находятся на вооружении ВВС России. Ведется разработка модернизированных вариантов и модификаций для ВВС России и зарубежных заказчиков.

Основные характеристики:
Экипаж, чел.:

    летный

5

  персонал РТК

10
Масса, т:

   максимальная взлетная

190

    максимальная посадочная

151,5

    топлива

64,82

  РТК

20
Скорость патрулирования, км/ч 600
Максимальная дальность полета, км 5000
Практический потолок, м 10200
Высота патрулирования, м 5000-10000
Время, ч:

    полета

7,7

    [size=14]патрулирования на дальности 2000 км
[/size]

около 1
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 2
Диапазон волн РЛС сантиметровый
Количество:

    одновременно сопровождаемых целей

50-60

    одновременно наводимых истребителей

10-12
Дальность обнаружения целей, км:

    воздушных, типа «истребитель», с ЭПР = Зм2

220-240

    крупных морских

до 400
Дальность радиосвязи, км:

    по каналу КВ-диапазона

2000

    по каналу УКВ-диапазона

400

    по широкополосной радиолинии

400

    по спутниковой радиолинии

не менее 2000
Условия базирования аэродром I класса, бетон
Размеры самолета, м:


  длина

46,59

    высота

14,76

    размах крыла

50,5
Площадь крыла, м2 300

Источник:
Энциклопедия «Противовоздушная и противоракетная оборона» (серия «Оружие и технологии России»), Издательский дом "Оружие и технологии".