http://armies.biz/tank/photo/merkava.jpg
Основной танк Merkava ИЗРАИЛЬ

К концу шестидесятых годов танки АМХ-13, модернизированные “Шерманы” и “Центурионы” уже перестали отвечать требованиям, предъявлявшимся к бронированным машинам израильскими военными. В то время в Европе танкостроители и военные разделились на два лагеря: немцы и французы отдавали предпочтение стратегической подвижности перед бронезащитой и огневой мощью, в то время как англичане ставили на первое место защищенность и огневую мощь. Отражением взглядов конструкторов стали танки “Леопард-1”,АМХ-30 и “Чифтен”. Последний коллеги англичан по другую сторону Ла-Манша раскритиковали в пух и прах, упирая на его относительно невысокую подвижность. Однако именно “Чифтеном” заинтересовались израильтяне, которые также, как и англичане считали, что тактическая подвижность танка на поле боя гораздо важнее стратегической. А подвижность тактическая, в свою очередь, определяется возможностью машины передвигаться под огнем противотанковых средств, то есть, - толщиной ее брони. В 1966 г. два “Чифтена” были доставлены в Израиль, где прошли тщательные испытания, которые окончились уже после шестидневной войны 1967 г. Опыт боевых действий лишний раз подтвердил правильность выбора “Чифтена”, а не АМХ-30, или “Леопарда-1”.

Так, более медленные, но хорошо бронированные “Центурионы” оказались на поле боя куда мобильнее легких и маневренных, но слабо защищенных АМХ-13. Израиль принял решение закупить танки “Чифтен”. Условия контракта уже были практически согласованы, когда в 1969 г. правительство Великобритании наложило вето на поставку военной техники в Израиль. После 1967 г. в открытую поставляли оружие в эту страну только США. Израиль, наряду с ЮАР, стал государством-изгоем. Руководство страны считало зависимость от поставок оружия только из одной страны крайне уязвимой. На рубеже 1969-70 гг. было принято решение разрабатывать танк собственными силами. Решение крайне непростое, поскольку в Израиле вообще не было танкостроительной промышленности. Существующие заводы выполняли лишь восстановительный ремонт бронетехники, а конструкторы имели лишь весьма ограниченный опыт модернизации танков “Шерман”, “Центурион” и М48, причем большинство подобных проектов разрабатывалось совместно с иностранными специалистами. Ряд высокопоставленных лиц считал, что программа разработки и строительства собственных основных боевых танков Израилю просто не по карману.

Полномасштабное проектирование началось в августе 1970 г. после окончания экономико-технологических исследований принципиальной возможности создания израильского танка. Показательно, что в отличие от всех других стран мира, в Израиле разработка танка велась под эгидой министерства финансов, а одним из решающих факторов, повлиявших на решение начать проектирование, стал американский кредит на сумму в 120 млн. долл. Официальная мотивация программы была следующей: только танк отечественной конструкции будет наилучшим образом соответствовать израильской доктрине применения бронетехники, страна будет в меньшей степени зависеть от иностранных поставок оружия и, наконец, экономические резоны - производство собственных танков потребует меньших финансовых затрат, чем закупка боевых машин за рубежом. Все работы по проектированию возглавил генерал-майор Израиль Тал, что тоже необычно для мировой практики танкостроения. Тал был не инженер, а боевой офицер, участник всех арабо-израильских войн. Во время шестидневной войны он командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян на Синае, а в конце 60-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками армии обороны Израиля.

Под руководством Тала группа офицеров-танкистов тщательно изучила опыт последней войны, в особенности статистику распределения попаданий снарядов в танки. Этот анализ показал, что наибольшее число попаданий приходится на лобовую часть башни, следовательно, лобовую проекцию башни перспективного танка необходимо было свести к минимуму, “утопив” ее в корпус. Танк должен иметь возможно более высокий уровень защиты, даже в ущерб подвижности. В то же время добиться одинакового уровня защиты всех основных компонентов танка невозможно. Ограниченные людские ресурсы страны диктовали необходимость максимальной защиты членов экипажа: пусть танк будет полностью выведен из строя, но экипаж должен уцелеть. Статистика показывала, что в случае детонации боезапаса экипаж, как правило, гибнет полностью. Значит, в максимальной степени броней должны быть прикрыты члены экипажа и боекомплект.

Дополнительную защиту можно обеспечить, разместив моторно-трансмисси-онное отделение в передней части корпуса, кроме того, при такой компоновке экипаж получает возможность покинуть поврежденную машину через люк в наименее уязвимой для фронтального обстрела кормовой части корпуса. Большое внимание уделялось удобству работы танкистов. Проектировщики исходили из постулата “танк -это дом экипажа в военное время”. Тал предложил весьма спорную концепцию круглосуточного использования танка, для чего предусматривалось размещение двух экипажей в одной машине - один отдыхает, другой воюет.

При необходимости места резервного экипажа могут использоваться для эвакуации раненых с поля боя. Без сомнения, такая концепция привела к беспрецендентному в современном танкостроении увеличению забронированного объема корпуса и размеров самого танка, а возможность дополнительной перевозки людей внутри машины поставила в тупик многих экспертов, которые одно время даже пытались выделить израильский танк в особый подвид танков-БМП. Если компоновка танка вырисовывалась весьма необычной, то его вооружение было вполне традиционным - 105-мм нарезная пушка М68 - американский лицензионный вариант знаменитого английского танкового орудия L7. Анализ танковых боев 1967 г. показал, что основные дистанции стрельбы из пушек даже в условиях пустынь Синайского полуострова редко превышали 1000 м, а на Голанских высотах средние дистанции стрельбы были и того меньше - 300 м. В условиях конкретного ближневосточного театра военных действий 105-мм орудие вполне удовлетворяло требованиям к танковой пушке. Рассматривалась возможность установки на танке автомата заряжения и сокращения числа членов экипажа до трех человек, однако это предложение вызвало резкие возражения военных, считавших, что применение автомата усложнит конструкцию танка, а для эффективного управления, обслуживания и охраны машины необходим экипаж из, как минимум, четырех человек.

Проектирование велось очень высокими темпами, несмотря на то, что первоначально в работах принимали участие всего 35 человек. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талу и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков. В литературе приводятся разные даты начала проектирования -1967 г., 1969 г. и 1970 г. Полномасштабная разработка началась только в 1970 г. В 1967 г. военные, возглавляемые Талом, начали исследование опыта шестидневной войны и предварительную выработку ТТЗ на основной боевой танк, а в 1969 г. анализировалась принципиальная возможность проектирования и строительства танков в Израиле. Макет танка, изготовленный из конструкционной стали, был готов уже в апреле 1971 г. Исследование концепции переднего размещения МТО отрабатывалась в 1972 г. на переделанном танке “Центурион”, а в декабре 1974 г. начались испытания двух прототипов первого танка израильской конструкции. Решение о серийном производстве было принято еще до начала испытаний опытных образцов, а подготовка к серийному производству на танкоремонтном заводе армии обороны Израиля началась в 1976 г. Расходы на разработку составили 65 млн. долл. - меньше, чем на проектирование любого другого западного танка. Все работы по новому танку велись в обстановке секретности.
http://armies.biz/tank/photo/merkava_3b.jpg
Первые сообщения о том, что в Израиле ведется проектирование собственного основного боевого танка в западной прессе появились в 1972 г.. Проект фигурировал под разными названиями (в частности, “Сабра”), а настоящее название танка - “Меркава” (“Колесница”) - принимали за фиктивное, удачно скрывающее разработку. Колесница - она и есть колесница, поди разберись, что скрывает такое название. Весной 1977 г. израильское телевидение показало новый танк, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий. Тогда же появилась информация, что началось производство предсерийной партии из 40 машин; в октябре 1978 г. первый танк “Меркава” был официально передан в войска. Одним из первых батальонов, укомлектованных “Меркавами”, командовал сын генерал-майора Тала. Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахима Бегина на сборочный завод государственной фирмы 1MI в Тель-а-Шуме-ре. В производстве танка участвуют более 200 военных, гражданских и частных предприятий; 70% компонентов машины изготавливается в Израиле, 30% - поступают из-за рубежа. Большие сложности вызвало производство литых броневых деталей корпуса и башни, а также изготовление самой брони. Двигатели и трансмиссии поставляются из США.

“МЕРКАВА” МК.1

Корпус и башня танка - литые, имеют большие углы наклона брони (до 75 - 80°). “Меркава” - единственный в мире основной боевой танк с размещением МТО в передней, а боевого отделения в задней части корпуса. Съемный верхний лист броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нем простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.

Еще одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Такое размещение двигателя наряду с бронеперегородками практически исключает поражение боевого отделения при обстреле танка спереди. На массивной литой лобовой детали корпуса находятся болтовые узлы крепления минного трала. На правом крыле расположена фара, прикрываемая дистанционно управляемым бронещитком; левая фара утоплена в надгусеничную нишу.

При подаче электропитания на фары бронещиток правой открывается, а левая выдвигается. Двигатель - американский дизель Теледайн Континентал AVDS-1790-5А с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л.с-двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки М 60 и израильские “Центурион” и М 48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6В, но модернизированная израильскими специалистами, гидромеханическая, типа “Кросс-Драйв” с гидрообъемным механизмом поворота. Основной запас топлива размещен в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах. имеющих разнесенное бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведет к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решетки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решетки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши.
http://armies.biz/tank/photo/merkava_6b.jpg
Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решетку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни. Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причем средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к правому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя влево сильно ограничен. Механик-водитель попадает на свое место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса. Башня танка “Меркава” формой напоминает башню американского танка М60А2. Броня башни разнесенная, толщина каждой стенки 76 мм. В промежутке между ними (тоже 76 мм) устанавливаются дополнительные защитные элементы.

Объем башни значительно меньше, чем у других основных боевых танков; за счет низкой посадки членов экипажа удалось уменьшить высоту башни и снизить площадь ее лобовой проекции примерно до 1 м2. Клинообразная в плане форма башни способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. К кормовой нише башни крепится большая корзина, по периметру нижней части которой навешены цепи со стальными шарами на концах. Цепи провоцируют подрыв боевой части гранат носимых противотанковых средств, таких как РПГ-7, до их соприкосновения с броней. Цапфы пушки расположены ближе, чем обычно, к казенной части, такое конструктивное решение позволило сохранить приемлемый угол снижения ствола орудия без увеличения высоты башни. На крыше башни практически осутствуют выступающие элементы конструкции, за исключением пулеметных турелей и бронированных колпаков приборов наблюдения.

С целью компенсации массы МТО, сосредоточенной в передней части танка, его башня сдвинута к корме. В результате ствол орудия лишь незначительно выступает за переднюю кромку корпуса, что уменьшает риск “зарывания” ствола в грунт при движении танка по пересеченной местности. На “Меркаве” установлена американская 105-мм нарезная пушка М 68 (лицензионный вариант английской L 7). Все орудия для “Меркав” изготовлены фирмой Израил Милитэри Индастриз. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -8,5° до +20°. На стволе монтируется термоизоляционный кожух. Маска пушки, как и на танке “Чифтен”, отсутствует. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов - бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Унитарные выстрелы к орудию хранятся в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом. Большая часть боезапаса расположёна в кормовой части корпуса танка, в башне находятся только восемь готовых к выстрелу снарядов.

Предусмотрена дополнительная защита боезапаса: от детонации мин - топливным баком, расположенным под местом размещения контейнеров с выстрелами, сверху - баком с пресной водой, установленным непосредственно под верхним бронелистом и значительным свесом ниши башни с прикрепленной к ней корзиной. Загрузка контейнеров осуществляется через двустворчатый люк, расположенный в кормовом бронелисте. Стандартный боекомплект из 62 выстрелов может быть увеличен до 84. Время загрузки боекомплекта составляет 15-20 минут - втрое меньше, чем у танков “Леопард-1” или АМХ-30. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой. Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62MM пулемет MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии.
http://armies.biz/tank/photo/merkava_14b.jpg
Пулемет установлен слева от пушки, лента с 2000 патронов к нему размещена между двумя слоями брони на левой стороне крыши башни. Еще два таких же пулемета могут быть смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулеметам винтовочного калибра составляет 10.000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемета калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемета осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномет установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведет заряжающий. Боекомплект - 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин. Рабочее место наводчика расположено слева от пушки.

У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, угле крена оси цапф, атмосферных данных (скорость ветра, давление, температура) вводится в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола - вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни. Вспомогательный прицел у наводчика не установлен. Командир располагается сзади наводчика, его сиденье несколько приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4х до 20х); кратность увеличения изменяется с помощью ножной педали. Имеется дисплей, на который выводится изображение ночного канала прицела наводчика. При необходимости командир может самостоятельно наводить пушку, используя лазерный дальномер и баллистический вычислитель.

Головка прицела оснащена механизмом контрвращения, благодаря чему при развороте башни направление линии визирования прицела может сохраняться неизменным. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов. Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Радиосвязное оборудование размещается в башне, слева от места заряжающего. Прожектор установлен в специальном отсеке кормовой ниши башни. При включении электропитания автоматически открывается броневая крышка и выдвигается прожектор. Внутренняя поверхность крышки покрыта светоотражающим составом. В задней части корпуса расположен отсек для размещения боекомплекта, резервного экипажа или десяти десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительные канистры со снарядами. В кормового бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя - вниз. Тактика использования танка “Меркава” не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырех человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта. Пружинно-балансирная подвеска танка “Центурион”, несмотря на ее критику, удовлетворяла требованиям специфического ближневосточного театра военных действий.

Израильские специалисты особо отмечали ее стойкость при детонации мин, поэтому применение на “Меркаве” торсионной подвески не предусматривалось изначально. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием днища повышает защищенность корпуса при детонации мины. Независимая пружинно-балансирная подвеска танка “Меркава” разработана с привлечением иностранных специалистов. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удаленную от корпуса часть, а три - за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков - 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырех болтах и может быть быстро заменен при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колеса переднего расположения. Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков - 640 мм, количество траков в гусенице -110, длина опорной поверхности - 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески. Танк “Меркава” имеет относительно невысокую подвижность из-за недостаточной величины удельной мощности и пружинной подвески опорных катков. В то же время, по мнению израильских танкостроителей, подвижность танка адекватна условиям его применения. В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения “Спектроникс”.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Фильтро-вентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтро-вентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80х80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями. Несмотря на необычную компоновку, резко выделяющую “Меркаву” из всех современных основных боевых танков, в его конструкции применено мало технических новинок. В то же время танк наилучшим образом соответствует израильской доктрине применения бронетанковых подразделений в условиях ближневосточного театра военных действий. По уровню комплексной защищенности от воздействия противотанковых средств танк “Меркава” на момент разработки считался лучшим танком западного мира. Масса брони составляет примерно 75-80% массы пустого танка. Всего построено примерно 250 танков “Меркава” Mk.1.