Каковы плюсы вступления в НАТО для Украины?
Если говорить о ценности членства в НАТО вообще, безотносительно к срокам, то лучшим ответом на этот вопрос будет ссылка на Вашингтонский договор, в котором говориться о возможности коллективно "защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности". Это то "идеальное", что объединяет и США, и Германию, и Францию, и еще 23 страны в рамках одной организации, невзирая на имеющиеся между ними политические и экономические разногласия. Как правило, массовое постсоветское сознание считает это политическим штампом, поскольку отказывается верить, что где-то в этом мире действительно существуют демократия, свобода личности и законность, и что их можно взращивать в своей собственной стране. Но даже без такой веры в членстве Украины в НАТО можно усмотреть два очень важных плюса.
Во-первых, обретя членство в НАТО, Украина получит доступ к системе принятия политических решений, влияющих на широкий спектр европейских процессов. Это приз, в погоне за которым сломано не мало копий. Среди стран СНГ признанным лидером в этой гонке является Россия, ради которой был учрежден специальный орган — Совет НАТО-Россия, — собирающийся в том же помещении, и работающий по тем же процедурам, что и высший руководящий орган НАТО. Членство в Альянсе даст Украине более глубокий уровень участия в жизни Европы. Немаловажно также то, что в соответствии с пакетом соглашений, известным как "берлин-плюс", НАТО предоставляет свои интегрированные структуры для проведения военных операций ЕС. Ввиду этого, некоторые члены НАТО, которые не являются членами ЕС, могут быть, тем не менее, вовлечены в его внутренние политические процессы. Добиваясь начала переговоров о вступлении в ЕС, Турция активно использовала эту возможность и, даже, по мнению многих наблюдателей, злоупотребляла ею. В этом смысле, опыт Турции не столько пример для подражания, сколько подтверждение значимости членства в НАТО.
Во-вторых, оборона в рамках НАТО будет дешевле, чем полноценная оборона собственными силами. Нынешний уровень защищенности Украины нельзя назвать адекватным стоимости ее материальных и человеческих ресурсов, и, соответственно, нынешние расходы на оборону нельзя сравнивать ни с расходами в случае членства в НАТО, ни с расходами на обеспечение нейтралитета (нынешний статус Украины — внеблоковость без права на нейтралитет). Существующее украинское законодательство исходит из того, что оборона страны — это одно из социальных благ (такое же, как медицина и образование), на которое должно тратиться 3% валового внутреннего продукта. Причем, не имеет значения, как используются выделенные средства, поскольку основным критерием реализации социального блага является сам объем государственных ассигнований. Существуют определенные разногласия относительно конкретных цифр, однако, если учитывать военные пенсии (как это принято в НАТО), то требование Статьи 2 Закона Украины "Об обороне Украины" относительно 3% ВВП выполняется и перевыполняется. Коллективное планирование обороны в рамках НАТО построено на иной философии — философии минимизации затрат при реализации заданного уровня военной эффективности. Отточенные за многие годы процедуры оптимизации коллективной обороны позволяют обойтись средним по НАТО уровнем военных расходов в 2% ВВП, включая военные пенсии. Таким образом, потенциальная ежегодная экономия составит 1% ВВП в год.
Если говорить о ценности ускоренного вступления в НАТО, то следует отметить такое обстоятельство. Вполне может оказаться, что только сейчас такая возможность и существует, и через несколько лет она исчезнет или станет ничтожно малой. Альянс входит в процесс дискуссий относительно следующего раунда расширения. Кульминация, скорее всего, придется на 2007 или 2008 год. Если в этот период будет приглашен кто-либо из нынешних официальных аспирантов (а это Албания, Македония и Хорватия, причем, шансы Хорватии весьма велики), то далее, по опыту предыдущего расширения, последует достаточно длительный процесс выполнения юридических процедур, включающий ратификацию протоколов о присоединении всеми нынешними членами, и еще более долгая пауза до начала каких-либо новых консультаций о расширении, если такие вообще будут. Украина может либо попробовать "вписаться" в этот ближайший цикл вместе с другими странами, либо отложить все размышления о членстве в НАТО лет на семь, что может означать навсегда.
Каковы минусы вступления в НАТО для Украины?
Если сроки неопределенны, то негатив является обратной стороной позитива: коллективная оборона дает преимущества, но и накладывает определенные обязательства. Вступив в НАТО, Украина должна будет нести свою долю ответственности за общую безопасность. Теоретически, можно представить себе ситуацию, когда Украина окажется втянутой в решение далеких для собственной безопасности проблем. Эта угроза тем больше, чем размытей становиться граница между коллективной обороной и войной с терроризмом. По сравнению с этим все прочие "минусы" членства в НАТО малы. Финансовые затраты, например, сопоставимы с тем, что требуются для членства в ООН и ОБСЕ.
Текущий момент накладывает свою специфику. Если речь идет о вступлении в течение ближайших лет, это неизбежно потребует "ломки" общественного сознания, каким бы эластичным оно не было. В случае приглашения Украины в НАТО в 2007 или 2008 году она, перед тем как члены Альянса начнут процесс ратификации протоколов о присоединении, должна будет подтвердить твердость своих намерений в соответствии со своими конституционными процедурами. Это, скорее всего, потребует проведения референдума. То, что будет происходить в информационном пространстве Украины накануне этого гипотетического события, может оказаться похожим на то, что имело место во время выборов 2004 года.
Можно также отметить, что членство в НАТО, вероятно, потребует изменений в Конституции Украины в части, касающейся иностранного военного базирования на территории Украины и условий применения Украиной военной силы. На фоне еще не завершенного процесса конституционных изменений в связи с реформой власти, это является фактором, препятствующим политической консолидации.
Наконец, есть еще такой аспект. Членство в НАТО предполагает присоединение к коллективному ядерному планированию в рамках так называемого расширенного ядерного сдерживания НАТО. Члены Альянса, как это записано в Параграфах 62 и 63 его Стратегической концепции, должны признавать фундаментальную роль ядерного оружия в обеспечении общей безопасности и участвовать в распределении ядерных ролей. Какого-либо обязательного участия в подготовке к операциям с использованием ядерного оружия или размещения его на своей территории не требуется (хотя это принципиально и не исключается). Однако, сам факт необходимости признавать фундаментальную роль ядерного оружия, пусть чужого, в обеспечении своей безопасности может взбудоражить коллективное сознание Украины, в котором еще не стерлась память о собственном ядерном разоружении.
Противоречит ли членство в НАТО Конституции Украины?
Строго юридически, членство в НАТО не противоречит Конституции Украины, хотя, конечно, окончательное суждение по этому поводу может вынести только Конституционный суд Украины. В Конституции ничего не говорится ни про внеблоковый, ни про нейтральный статус. В то же время, есть положение о запрете размещения на территории Украины иностранных военных баз (последний абзац статьи 17). При этом в Переходных положениях Конституции (которые остаются переходными вот уж 10 лет) предусмотрено временное использование существующих военных баз для иностранного базирования в рамках ратифицированных Украиной международных договоров (имеются ввиду объекты Черноморского флота России). Такой нивелированный запрет — дань неудачным попыткам первых лет независимости добиться для Украины полноценного нейтрального статуса. Нейтралитет обязательно предполагает отсутствие иностранных военных баз. Членство в НАТО, напротив, не обязательно предполагает наличие иностранных военных баз и, кроме того, не запрещает военного присутствия третьих стран. Таким образом, существующее положение дел таково: Украина — это внеблоковое государство без права на нейтралитет (ввиду российского военного присутствия), которое формально может вступить в НАТО без изменений в Конституции и без закрытия существующих иностранных военных баз. Но чтобы стать нейтральной, Украина должна обязательно избавиться от российского военного присутствия и обязательно внести конституционные изменения о прекращении действия Переходных положений.
На практике запрет на иностранное военное базирование, скоре всего, препятствовал бы полноценному осуществлению Украиной прав и обязанностей, вытекающих из членства в НАТО. Как, впрочем, препятствует он и базированию Черноморского флота России в Крыму. То есть, если уж существуют какие-либо несоответствие Конституции Украины планам членства в НАТО, они в равной, если не в большей степени касаются российского военного присутствия на территории Украины.
Какие политические последствия для украино-российских отношений будет иметь вступление Украины в НАТО?
В настоящее время Россия, используется общее с Украиной информационное пространство, активно пропагандирует среди украинского населения и элиты невыгодность вступления в НАТО. Основные аргументы приводятся те же, что использовались пророссийскими силами в ходе президентской компании в Украине: разрушение отечественной оборонной промышленности, политическая колонизация, разрыв экономических связей с Россией. Кроме того, в рамках диалога со США и европейскими странами Россия старается поддержать те политические силы Запада, которые считают, что положительный фон отношений Запада с Россией важнее членства Украины в НАТО. В настоящее время именно такой является позиция Франции и, в определенной степени, Германии. При этом право Украины на сотрудничество с НАТО как такое Россией не оспаривается. Показательными в этой связи являются высказывания министра иностранных дел России Сергея Иванова на специальном заседании американского Совета из внешней политики 13 января 2005 года, которое было проведено при поддержке российского Альфа-банка. Отвечая на вопрос о реакции России на вероятное углубление отношений Украины с НАТО, он сказал: "Россия, если говорить откровенно, в особенности в последние несколько лет, сама сотрудничала с НАТО. Это, на самом деле, суверенное право Украины как, в какой мере и каким образом строить свои отношения с НАТО. Давайте подождем и посмотрим".
Как видно из публикаций СМИ, в стратегическом плане круг вопросов, которые действительно волнуют Россию в контексте возможного членства Украины в НАТО, ограничен и, в общем, не касается экономики. К главным "болевым точкам" можно отнести следующее:
– судьба Черноморского флота РФ;
– перспективы появления Военных баз западных стран в Украине;
– переход критических для России предприятий оборонительной промышленности Украины в сферу влияния западных стран;
– "кадровый разрыв", то есть отстранение от принятия решений на всех уровнях в Украине людей, мыслящих категориями общего советского прошлого.
По каждому из указанных вопросов возможно обострение отношений. При этом важно помнить, что условием отсутствия проблем в отношениях с Россией является не столько отказ Украины от вступления в НАТО, сколько ее готовность к интеграции в ЕЭП и общую с Россией систему безопасности. Нейтралитет Украины вряд ли удовлетворит Россию, тем более, что нейтральный статус Украины несовместим с пребыванием на ее территории российских военных баз.
Какие экономические последствия для украино-российских отношений будет иметь вступление Украины в НАТО?
Членство в НАТО создает определенные политические и силовые рамки для экономических возможностей, но не сами эти возможности. То же самое можно сказать о проблемах. В экономическом плане для России гораздо важнее вопрос о членстве Украины в ВТО. Но если все же говорить об экономических аспектах российско-украинских отношений, связанных с предполагаемым вступлением Украины в НАТО, то полезно вспомнить общую формулу, изложенную Президентом России в одном из интервью. Смысл ее в том, что Украина вольна самостоятельно выбирать режим своей безопасности, однако Россия не допустит, чтобы процесс интеграции Украины в НАТО финансировался Россией. Очевидно, если действительно дойдет до членства Украины в НАТО, со стороны России может последовать ряд шагов, направленных на лишение Украины экономических преференций в отношениях с Россией. Причем, проблемой может быть утрата не только реальных экономических преференций, но и мнимых, существующих исключительно в российском массовом сознании. В последнем случае возможны осложнения "на пустом месте", если смотреть на ситуацию со стороны Украины.
Наиболее реальны и специфичны для членства Украины в НАТО те экономические аспекты российско-украинских отношений, которые связанны с оборонной промышленностью. Россия твердо заявила, что евроатлантическая интеграция Украины вынудит Россию ограничить сотрудничество с нею по ряду проектов. Но и здесь дело не в деньгах. Доля оборонной продукции в украинско-российском торговом обороте составляет всего несколько процентов. При желании правительство может изыскать средства на компенсацию потерь предприятиям отрасли. Но есть вещи, восполнить которые будет трудно. Деньги не компенсируют, например, утраты возможности сделать ракету "Зенит" пилотируемой. Этого можно достичь только с Россией. Таковы реалии.
Указанные проблемы, скорее всего, будут существовать только в промежуток времени между принятием политического решения о членстве Украины в НАТО и завершением соответствующих юридических процедур. Пик напряжения, очевидно, придется на украинский референдум о членстве в НАТО. После этого на экономическую политику России начнут оказывать влияние силы, имеющие стабильный бизнес в Украине и видящие в ее скором членстве в НАТО появление новых возможностей. Нелишне будет напомнить, что уровень вовлечения России в оборонно-промышленное сотрудничество в рамках НАТО выше, чем у Украины. Это означает, что "объективных" страхов у России нет, и ее вероятные санкции будут рассчитаны только на переходный период.
Отвечает ли участие в операции НАТО "Активные усилия" интересам Украины?
Операцию "Активные усилия" имеет смысл рассматривать в рамках коллективного вклада НАТО в так называемую Инициативу противодействия распространению (Proliferation Security Initiative). Эта инициатива направлена на создание эффективных механизмов перехвата на международных транспортных магистралях нелегальных грузов, имеющих отношение, прежде всего, к оружию массового поражения. К ней присоединились и Украина, и Россия, согласившись, в том числе, с возможностью досмотра своих судов в открытом море и своим возможным участием в досмотре чужих судов как в открытом море, так и в собственных портах. В рамках операции "Активные усилия" имели место инциденты с перехватом сомнительных грузов либо произведенных в Украине, либо обслуживавшихся украинским экипажем. Это было до присоединения Украины к данной инициативе и не мешало легальной торговле, хотя имело неприятные политические последствия.
Операция "Активные усилия", вероятно, уже в 2006 году распространится на акваторию Черного моря, и лучше, если Украина будет участвовать в этой своеобразной "народной дружине", чем игнорировать ее. Кроме всего прочего, она является защитой от пиратов и работорговцев. "Негативные" экономические последствия могут быть только для тех "субъектов хозяйствования", которые занимаются нелегальной торговлей оружием, пиратством и торговлей людьми.
Отвечает ли участие в операции НАТО в Судане интересам Украины?
Конфликт на юге Судана — это этнический и религиозный конфликт. Он не имеет непосредственного отношения к возможному присутствию в Судане Аль-Каиды, а значит, не влечет втягивания в ближневосточные конфликты. НАТО выразила готовность помочь Африканскому союзу развернуть гуманитарную миссию на юге Судана, где преобладает чернокожее население и сильно христианское присутствие (в целом же Судан — арабская мусульманская страна). Помощь НАТО касается, прежде всего, предоставления транспортной авиации и инфраструктуры, поэтому понятен интерес к возможностям Украины. Для Украины эта миссия — возможность проявить политическую солидарность с НАТО и станами "большой восьмерки", объявившими помощь Африке одним из главных своих приоритетов, а также увеличить шансы для долговременных контрактов со странами Альянса по привлечению украинских военно-транспортных самолетов. Кроме того, это может помочь решению проблем с арестами украинских самолетов за рубежом. На сегодня, политические и военные риски участия Украины в гуманитарной миссии в Судане выглядят незначительными.
Подала ли Украина заявку на членство в НАТО?
Представители Министерства иностранных дел Украины, как правило, отвечают на этот вопрос в том смысле, что никаких формальных заявок на членство в НАТО не существует. Это чистая правда, но не вся правда. Дело в том, что неформальная заявка на членство в НАТО все же нужна, иначе в НАТО просто бы никто не знал, что Украина имеет серьезные намерения. Непрямые заявления по этому поводу (каких было не мало), обращенные не в адрес НАТО, а к "мировому сообществу" или собственному населению считаться заявкой не могут, поскольку никто в НАТО не обязан анализировать заявления, не адресованные непосредственно НАТО.
После исторического решения РНБОУ относительно начла движения к членству в НАТО, принятого в мае 2002 года, Президент Украины изложил основы новой политики государства в письме, адресованном Генеральному Секретарю. Это письмо нигде не публиковалось. Однако сам Генеральный Секретарь прокомментировал его содержание в ответ на вопрос одного из журналистов в связи со своим визитом в Украину летом того же 2002 года. Из этого комментария стало понятно, что руководство НАТО не усмотрело в том письме ничего такого, что могло бы интерпретироваться как просьба рассмотреть вопрос о членстве Украины. Соответственно, этот вопрос не рассматривался ввиду отсутствия предмета рассмотрения.
Точно также без внимания оставались все иные шаги подобного рода вплоть до последнего времени, включая заявления Президента Украины на неформальном саммите НАТО в феврале 2005 года. Уже после этого без преувеличения исторического для Украины саммита (Президент Украины был единственным лидером страны – не члена, приглашенным на это мероприятие), Генеральный Секретарь, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что вопрос о членстве Украины может быть рассмотрен, если сама Украина обратиться в НАТО с соответствующей просьбой. То есть, еще в марте 2005 года заявки (ни формальной, ни неформальной) не было. Ситуация кардинально изменилась перед сессией совета НАТО в Вильнюсе 2005 года. В речах и заявлениях Генерального Секретаря появилась формула о том, что позиция руководства Украины не оставляет у НАТО сомнений относительно его стремления добиться членства Украины в НАТО. То есть, с этого момента можно считать, что заявка была подана, однако форма ее подачи остается загадкой. Скорее всего, это был комплекс заявлений, речей, обращений и поступков. НАТО прореагировала оперативно, и в апреле 2005 года с Украиной был начат так называемый Интенсифицированный диалог, предметом которого так или иначе является перспективы и условия членства Украины в НАТО, хотя более политкорректный комментарий состоит в том, что обсуждается всего лишь возможность перехода к статусу кандидата в члены. Но спрашивается, можно ли серьезно рассматривать вопрос о кандидатстве, не имея намерений относительно членства?
В общем и целом, ответом на поставленный вопрос будет следующее: Украина недвусмысленно заявила о своих намерениях относительно членства, и это заявление было услышано и воспринято в НАТО должным образом.